Мальчик и духи
Солнечный луч бежит по стерильным стенам врачебного кабинета, скользит по вытертым пятнам на линолеуме, забирается на стекла и распадается радужными всплесками. Под стеклами в рамках висят награды: присвоение степени кандидата медицинских наук, почетная грамота, которую Илья Петрович получал на приеме у мэра, благодарность за долгие годы усердной работы. Вот лучик скачет по монитору, в котором открыта карта пациента, слепит медсестру и перебирается ближе к врачу, что уже занес шприц. Перед ним девушка лет двадцати – ее потом назовут «нулевым пациентом» - она старается не шевелиться и даже не дышит, пытается изобразить манекен, но дрожь из пальцев никуда не уходит.
- Это точно поможет? – вдруг нарушает она ленивую тишину кабинета. – Говорят, вакцина еще не одобрена, не протестирована… Писали даже, что после нее случаев заражения в разы больше, чем без. А еще возможен летальный исход…
- Чушь, - обрывает ее Илья Петрович. – Разве мы тогда могли бы предлагать ее обычным людям? Вы недооцениваете нашу бюрократию. Это тот случай, когда она даже во благо.
- Да…
Девушка жмурится. Луч скользит по ее лицу и застревает на острие иглы. Момент, такой хрупкий, как перед падением с высоты, застывает, и в этот неуловимый миг мир незримо меняется. На секунду солнечный свет ослепляет Илью Петровича, воскрешает давно забытый голос:
-…Илюша! Пора кушать!
Это, конечно, мама. Но отзываться нельзя – она мигом загонит за стол, а потом заставит съесть целую тарелку борща, куда уж потом выберешься! Нет, до вечера дома лучше не показываться, а то все пропустишь.
Каждое лето Илья вместе со своими закадычными друзьями, Лёхой и Серым, проводит в деревне у бабушки. На выходные приезжают родители, привозят кусочек домашнего террора, но потом остается только солнце и свобода. Сегодня воскресенье: его надо просто переждать где-нибудь у реки или в лесу, пока взрослые не хватятся. А лучше вернуться к ночи, когда деревня уже засыпает, родители уехали в город, а бабушка лишь всплеснет руками, покачает головой, накормит и уложит спать. Это ли не жизнь?
Но прежде чем куда-то уходить, нужно взять еды. Пока взрослые слишком занят своими нудными беседами, можно стащить что-нибудь…
- …в нашем лесу? Да ты с ума сошел со своим телевизором. Переключай каналы хоть иногда.
- Да я отвечаю! Точно нашу рощу березовую показали и следы вооот такенные! – дядя Вова, сосед через дорогу, разводит руками в стороны и делает такое глупое лицо, будто оно может кого-то убедить. – Это не просто сказки какие-то, их правда видели!
- Да кто их видел? Алкаши за бутылку и не такое увидят! – отмахивается бабушка. – Ты, Володька, лучше б работу нашел.
- Да причем тут! – бросает тот с досадой. – Вот зря вы не верите, теть Глаша. У них, между прочим, кровь голубая и хвост есть. А еще они тайное правительство придумали еще в средние века, чтобы постепенно истребить всех людей.
- Так какое ж оно тайное, если по телевизору говорят? – отвечает мой папа и все на кухне смеются. Меня распирает гордость, что папа сказал какую-то смешную вещь. – Да и с хвостом вряд ли они такие уж незаметные.
- Так хвост отваливается, - дядя Вова не сдается, но голос его уже не такой уверенный. – Вы бы посмотрели передачу, а потом уже…
- А я «Годзиллу» смотрел, - говорит Лёхин папа. – Это считается?
Дальше я не слушаю, хватаю хлеб, сыр и кусок колбасы и бегу к ребятам. Едва увидев меня, они запрыгивают на велосипеды и едут к лесу. Я следом. Шарик, наш пес, тоскливо провожает нас взглядом. Так-то он часто ходит с нами, хоть и старый, будто бабушка приказала ему следить. Хорошо, что он говорить не умеет. Странно, что сегодня он остается дома.
Постепенно мы забираемся в самую чащу. Здесь тихо и сыро. Мы бросаем велосипеды у старого дуба и идем вглубь. Как-то Серый рассказывал, что есть тут одна полянка с плоскими широкими камнями, как раз чтобы играть в футбол. Потому он и идет впереди, ищет ее и тащит с собой футбольный мяч.
- А вы слышали, что дядя Вова рассказывал? – говорит вдруг Лёха. В лесной тишине его голос звучит так громко, что распугивает птиц.
- Это про ящериц? – говорю я.
- Ага, рептилоидов. Мол, они на людей похожи очень…
- …и хвост отваливается, - добавляет Серый. – Ага, слыхал.
- А представляете, если они реально есть?
- И зачем он тебе? Хвост будешь отрывать?
- Нет, хочу проверить, правда ли кровь голубая.
- Нашел! – кричит Серый, и мы выходим к поляне.
Тут оказывается еще тише, чем в лесу. Теперь уже нет треска веток под ногами, шороха листвы и шарканья шагов. Прямо над головой синеет пятачок неба, такого пронзительного цвета, будто заплатка на бледно-голубом летнем полотне.
- Смотрите, и правда плоские! – Лёха толкает ногой один из них – и тот осыпается в траву мелкими камушками. – Только в футбол тут плохо играть - уж больно много кочек.
И правда: камни, покрытые мхом, торчат из земли через каждый метр. На каких-то из них видны завитки и закорючки, на каких-то – несколько треугольников.
- А это что… - Серый вдруг замирает у одного из камней. – Эй, ребят!
Мы подбегаем и видим седы. Отпечаток крупной когтистой лапы в рыхлой земле выглядит совсем свежим.
- Кто это? – шепчу я, вдруг этот зверь совсем рядом? – Медведь?
- Кабан? – шепотом говорит Лёха.
- А вдруг это они? Рептилоиды?
Почему-то слова Серого больше не кажутся нам шуткой. Птиц больше не слышно, и почему-то нам кажется, что где-то за деревьями прячется зверь с такими же когтистыми лапами и голубой кровью, который ест на обед любопытных детей.
- Поехали домой! – выпаливает Лёха. – Ну и что, что загонят! Завтра сходим на речку лучше.
- А в футбол и на дороге можно поиграть, - внезапно притихший Серый выглядит непривычно. - Подумаешь, проблема.
Я киваю, но не могу сдвинуться с места. С какой-то тупой непонятной обреченностью я смотрю, как друзья уходят с поляны обратно в лес, как пропадают за деревьями их силуэты. Я остаюсь под синим небом один. Но недолго.
- Ты не шшшшаман, - процедил чей-то голос.
- Меня Илья зовут, - сказал я и сделал шаг вперед, наступив на один из самых высоких камней.
- Духххи не говорят сссо ссссмертным, - ответил голос. – Ты ещщще мал, приходи позжжже.
- Зачем это? Вам что, не с кем поговорить?
- Нет, - голос показался мне грустным. – Сссотни лет мы жжждем шшшамана.
- Может, он умер?
- Можжжет.
- А зачем вам шаман?
- Он должжжжен исссполнить волю духххов.
- Какую еще волю?
Дух замолкает – он не хочет говорить. Конечно, ведь я не шаман. Да откуда он вообще возьмет сейчас шамана? А я мог бы помочь. Да, почему нет? У меня есть перочинный нож и немного денег – не думаю, что духам понадобилось бы что-то серьезнее. Хотя, вряд ли они бы ждали сотни лет ради ножичка…
- Белые люди, - голос вернулся, но уже без свиста, будто говорил кто-то другой. – Они разрушили наши деревни, убили наших шаманов. Разорили наши земли и присвоили их себе, и теперь никто не помнит старых богов, никто не приносит им жертвы. Мы не можем умереть, но не можем и жить.
- И чего вы хотите?
- Отомссстить.
В кронах деревьев, окруживших поляну, вдруг поднялся ветер, закружился в спираль и вдруг ударил мне в голову, и в ней зазвучали чужие слова:
«пойди в гордый город
с высокими башнями
полный белых мертвых
усталых людей
убивших наших шаманов
притворись одним из них
и отомсти за нас
чтобы их духам
стало некому петь песни»
Солнечный зайчик замер за блестящей оправе очков Ильи Петровича. Он моргает, будто очнувшись от наваждения, и смотрит в окно, в котором ветер гоняет по пустому проспекту обрывки газет. Дома напротив полуразрушены, их руины увиты плющом. Илья Петрович проверяет, плотно ли закрыто окно, чтобы не впустить в квартиру запах гниения, которым переполнены улицы.
Уже почти рассвело, и свет скользит по остаткам стекол заброшенным опустевших небоскребов, по спинам животных, поедающих мертвечину, по скелетам машин, замершим, как памятник погибшей цивилизации. Последний человек, которого когда-то звали Ильей Петровичем, берет с подоконника шприц и вводит все его содержимое в вену. Он улыбается.
Примечание. Стихи, использованные в тексте, принадлежат замечательному поэту Илье Кормильцеву